Дата: 17.02.2025 Автор статьи: Дмитрий Великий

В России действует автоматизированная система распределения судебных дел, призванная обеспечить объективность и учитывать загрузку судей, их специализацию и график работы. Однако исследование «Новой газеты Европа» показало, что в отношении политически мотивированных дел эта система не работает так, как заявлено официально.
Анализ более 2 000 уголовных и 84 000 административных дел выявил закономерность: одни и те же судьи систематически рассматривают дела по политическим обвинениям. Среди них есть «специалисты» по преследованию «иноагентов», участникам протестов и обвинениям в «пропаганде» ЛГБТ.
Ручное распределение «политических» дел
Юрист Дмитрий Захватов, защищавший многих политических заключенных, в беседе с The Insider пояснил, что автоматическая система распределения дел – лишь формальность:
«Фактически дела назначаются судье в ручном режиме. Председатель суда всегда может передать процесс нужному человеку. Это не блокчейн и не открытая система, где можно проверить случайность распределения. В результате судебные разбирательства оказываются в руках предсказуемых судей, от которых ожидается исключительно обвинительный приговор».
По его словам, механизм аналогичен работе следственного аппарата, где политически мотивированные дела поручаются проверенным следователям. Судьи, участвующие в этой системе, либо вынуждены, либо сознательно идут на сотрудничество, получая за это определенные преференции.
Кто вершит политическое правосудие?
Журналисты «Новой газеты Европа» выявили 22 судьи, вынесших не менее пяти приговоров по политическим делам. В совокупности они осудили около 150 человек. Лидерами среди них стали:
• Кирилл Кривцов (Южный окружной военный суд)
• Евгения Козлова (Басманный суд Москвы)
• Елена Ленская (Басманный суд Москвы), вынесшая приговоры таким фигурантам, как Илья Красильщик, Руслан Левиев, Майкл Наки, Марина Овсянникова и Петр Верзилов.
При этом административных дел в разы больше, чем уголовных. Исследование показало, что 281 судья аномально часто получал политические дела, а вероятность случайного распределения такого количества дел составляет менее 0,1%. Это доказывает целенаправленность процесса.
Некоторые судьи специализируются на конкретных категориях политических дел:
• Дмитрий Чирков (Тушинский суд Москвы) – лидер по делам о протестах (512 дел).
• Алеся Орехова (Тверской суд Москвы) – штрафы за «дискредитацию» армии (238 дел).
• Александра Анохина (Таганский суд Москвы) – репрессии против «иноагентов» (133 дела).
• Ольга Синельникова (Таганский суд Москвы) – обвинения в «пропаганде» ЛГБТ (11 дел).
База политических судей
«Новая газета Европа» собрала базу судей, причастных к политическим преследованиям. В ней можно найти конкретные уголовные дела по фамилиям обвиняемых или отфильтровать судей по специализации – кто наказывал протестующих, а кто вел дела о «дискредитации» армии и ЛГБТ-пропаганде.
Этот анализ наглядно демонстрирует, как российская судебная система превратилась в инструмент репрессий, а автоматизированное распределение дел стало еще одним механизмом контроля за «неудобными» гражданами.




